Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Персоналии
1.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕ­НИЕ

А)  «Бук­варь»

Б)  «Ве­ли­кое ис­кус­ство ар­тил­ле­рии»

В)  «Ис­то­рия поль­ско­го на­ро­да»

Г)  «Флора Литвы» («Ли­тов­ская флора»)

АВТОР

1)  А. На­ру­ше­вич

2)  К. Се­ме­но­вич

3)  Ж. Э. Жи­ли­бер

4)  С. Со­боль

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

2.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию од­но­го из наи­бо­лее из­вест­ных ху­дож­ни­ков ХХ в., уро­жен­ца Бе­ла­ру­си, эми­гри­ро­вав­ше­го в Париж и по­свя­тив­ше­го не­ма­ло кар­тин своей ро­ди­не, ав­то­ра пред­став­лен­ной на ил­лю­стра­ции кар­ти­ны:

1) Я. Кру­гер
2) А. Аб­ра­мо­вич
3) М. Шагал
4) А. Го­рав­ский
3.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию ху­дож­ни­ка пер­вой по­ло­ви­ны XIX в., уро­жен­ца Бе­ла­ру­си, яр­ко­го Пред­ста­ви­те­ля ро­ман­тиз­ма в жи­во­пи­си, ав­то­ра пред­став­лен­ной на ил­лю­стра­ции кар­ти­ны:

1) Я. Бар­щев­ский
2) С. Мо­нюш­ко
3) К.Тыш­ке­вич
4) В. Вань­ко­вич
4.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию ху­дож­ни­ка конца XIX  — на­ча­ла XX в., уро­жен­ца Бе­ла­ру­си, вы­да­ю­ще­го­ся пей­за­жи­ста, вос­пев­ше­го в своих про­из­ве­де­ни­ях кра­со­ту бе­ло­рус­ской при­ро­ды и на­род­ный быт, ав­то­ра пред­став­лен­ной на ил­лю­стра­ции кар­ти­ны:

1) Е. Ро­ма­нов
2) А. Го­рав­ский
3) И. До­мей­ко
4) Я. Лу­чи­на
5.  
i

Ху­дож­ник-аван­гар­дист XX в., от­крыв­ший в Ви­теб­ске ху­до­же­ствен­ную школу, в ко­то­рой пре­по­да­ва­ли К. Ма­ле­вич, С. Юдо­вин, Р. Фальк и дру­гие,  — это:

1) И. Репин
2) К. Аль­хи­мо­вич
3) Н. Си­ли­ва­но­вич
4) Н. Орда
5) М. Шагал
6.  
i

Автор по­э­ти­че­ских сбор­ни­ков «Кре­ще­ние сво­бо­дой» («Хрэст на сва­бо­ду») и «Скрип­ка бе­ло­рус­ская», учеб­ни­ка-хре­сто­ма­тии «Пер­вое чте­ние для детей бе­ло­ру­сов»  — это:

1) А. Паш­ке­вич (Тетка)
2) М. Бог­да­но­вич
3) Я. Колас
4) Я. Ку­па­ла
5) Я. Лу­чи­на
7.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Ро­дил­ся в Пин­ском уезде, по­лу­чил ху­до­же­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние в Па­ри­же, учил­ся му­зы­ке у из­вест­но­го поль­ско­го ком­по­зи­то­ра Ф. Шо­пе­на. Ху­дож­ник-гра­фик, му­зы­кант. Почти 25 лет пу­те­ше­ство­вал по Бе­ла­ру­си, Укра­и­не, Поль­ше, Литве. Сде­лал более 1000 за­ри­со­вок мест и ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков.

8.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский ис­сле­до­ва­тель, за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем во­сточ­но­сла­вян­ской и бе­ло­рус­ской ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии, фольк­ло­ри­сти­ки. Ос­но­вал в род­ном го­ро­де пер­вый в Бе­ла­ру­си ис­то­ри­че­ский музей.

9.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский ху­дож­ник пер­вой по­ло­ви­ны XIX в., ве­ду­щий ма­стер клас­си­че­ско­го на­тюр­мор­та и бы­то­вой жи­во­пи­си в об­ще­рос­сий­ском мас­шта­бе. Автор кар­тин «Порт­рет не­из­вест­ной с цве­та­ми и фрук­та­ми», «Порт­рет маль­чи­ка в со­ло­мен­ной шляпе» и др.

10.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Ху­дож­ник, ос­но­вал в конце XIX в. част­ную ху­до­же­ствен­ную школу в Ви­теб­ске. Его уче­ни­ком был все­мир­но из­вест­ный ху­дож­ник М. Шагал. В твор­че­стве от­ра­жал на­ци­о­наль­ные черты ев­рей­ско­го быта, со­здал целую га­ле­рею об­ра­зов ев­рей­ских ре­мес­лен­ни­ков.

11.  
i

Бе­ло­рус­ский об­ще­ствен­ный де­я­тель Б. Та­раш­ке­вич яв­ля­ет­ся ав­то­ром:

1) поэмы «Новая земля»
2) поэмы «На­рочь»
3) «Бе­ло­рус­ской грам­ма­ти­ки для школ»
4) сти­хо­тво­ре­ния «Про­щай...»
5) по­э­ти­че­ско­го сбор­ни­ка «На эта­пах»
12.  
i

Опре­де­ли­те про­из­ве­де­ние, ав­то­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся дра­ма­тург А. Ма­ка­е­нок:

1) «Таб­лет­ку под язык»
2) «Тре­вож­ное сча­стье»
3) «Жу­рав­ли­ный крик»
4) «Люди на болoте»
13.  
i

Опре­де­ли­те пи­са­те­ля, ки­но­сце­на­ри­ста, пе­ре­вод­чи­ка, уро­жен­ца г. Орши, ав­то­ра ро­ма­нов «Ко­ло­сья под сер­пом твоим» и «Чер­ный замок Оль­шан­ский», по­ве­сти «Дикая охота ко­ро­ля Стаха»:

1) И. Мележ;
2) И. Ша­мя­кин;
3) В. Ко­рот­ке­вич;
4) А. Ада­мо­вич;
5) В. Туров.
14.  
i

Опре­де­ли­те сферу де­я­тель­но­сти А. Ада­мо­ви­ча, И. Чи­г­ри­но­ва, И. На­у­мен­ко:

1) изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство
2) об­ра­зо­ва­ние
3) наука
4) ли­те­ра­ту­ра
15.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Уче­ный-ис­то­рик, автор мно­го­чис­лен­ных тру­дов по ис­то­рии сла­вян. Пер­вый рек­тор БГУ. Один из ор­га­ни­за­то­ров Ин­бел­куль­та и Ака­де­мии наук.

16.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Уро­же­нец Грод­нен­щи­ны. Био­фи­зик, один из ос­но­ва­те­лей ге­лио­био­ло­гии. Раз­ра­бо­тал метод и при­бор иони­за­ции воз­ду­ха. Уста­но­вил за­ви­си­мость между цик­ла­ми сол­неч­ной ак­тив­но­сти и мно­ги­ми яв­ле­ни­я­ми в био­сфе­ре.

17.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский со­вет­ский пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель. Участ­ник ре­во­лю­ции 1905—1907 гг. В 1919 г. воз­гла­вил Вре­мен­ное ра­бо­че-кре­стьян­ское со­вет­ское пра­ви­тель­ство Бе­ла­ру­си. Ре­дак­тор жур­на­ла «По­лы­мя», ди­рек­тор Го­су­дар­ствен­но­го из­да­тель­ства БССР.

18.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

О нем А. Зво­нак писал: «Пи­са­тель, дра­ма­тург, ху­дож­ник, му­зы­кант, актер, ре­жис­сер». Про­дол­жа­тель тра­ди­ций И. Буй­ниц­ко­го, ру­ко­во­ди­тель Бе­ло­рус­ско­го го­су­дар­ствен­но­го пе­ре­движ­но­го те­ат­ра  — не­обыч­но­го те­ат­ра мо­ло­дой со­вет­ской рес­пуб­ли­ки.

19.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Вид­ный ху­дож­ник За­пад­ной Бе­ла­ру­си, пер­вым в бе­ло­рус­ском ис­кус­стве об­ра­тив­ший­ся к кос­ми­че­ской теме, со­здал гра­фи­че­ские порт­ре­ты зна­ме­ни­тых по­лоц­ких кня­зей. Се­рьез­но за­ни­мал­ся аст­ро­но­ми­ей, раз­ра­бо­тал тео­рию про­ис­хож­де­ния пла­нет Сол­неч­ной си­сте­мы.

20.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

По­ли­ти­че­ский и об­ще­ствен­ный де­я­тель, пер­вый бе­ло­рус­ский про­фес­сор гео­гра­фии, один из со­зда­те­лей Бе­ло­рус­ской Ака­де­мии наук. Ак­тив­ный де­я­тель бе­ло­ру­си­за­ции. Автор пер­во­го учеб­ни­ка «Гео­гра­фия Бе­ла­ру­си». Жерт­ва по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий.

21.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию пи­са­те­ля, ав­то­ра по­ве­сти «Тре­вож­ное сча­стье»:

1) И. Ша­мя­кин;
2) Н. Пи­ни­гин;
3) Е. Ти­коц­кий;
4) Н. Се­ле­щук.
22.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию пи­са­те­ля, ав­то­ра три­ло­гии «По­лес­ская хро­ни­ка»:

1) И. Мележ;
2) М. Пта­шук;
3) Ж. Ал­фе­ров;
4) В. Ко­ва­ле­нок.
23.  
i

Ука­жи­те на­зва­ние ху­до­же­ствен­но­го филь­ма по од­но­имен­ной по­ве­сти В. Бы­ко­ва, ко­то­рый по­лу­чил спе­ци­аль­ный

приз на Канн­ском ки­но­фе­сти­ва­ле (2012):

1) «В ту­ма­не»;
2) «Крест Ев­фро­си­нии По­лоц­кой»;
3) «Сымон Буд­ный. Поэма»;
4) «Ана­ста­сия Слуц­кая».
24.  
i

Опре­де­ли­те сферу де­я­тель­но­сти М. Фин­бер­га:

1) кино;
2) ли­те­ра­ту­ра;
3) балет;
4) му­зы­ка.
25.  
i

Опре­де­ли­те сферу де­я­тель­но­сти М. Са­виц­ко­го:

1) му­зы­ка;
2) изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство;
3) ли­те­ра­ту­ра;
4) спорт;
5) наука.
26.  
i

Опре­де­ли­те сферу де­я­тель­но­сти А. Ки­щен­ко;

1) изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство;
2) ли­те­ра­ту­ра;
3) спорт;
4) ме­ди­ци­на;
5) наука.
27.  
i

Узнай­те лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский ки­но­ре­жис­сер, на­род­ный ар­тист Бе­ла­ру­си, два­жды ла­у­ре­ат Го­су­дарcтвeннoй пpeмии Бе­ла­ру­си. Автор ки­но­э­по­пеи по три­ло­гии И. Ме­ле­жа «По­лес­ская хро­ни­ка». Его ки­но­лен­та «Через клад­би­ще», сня­тая в 1964 г., по ре­ше­нию ЮНЕ­СКО от­не­се­на к 100 луч­шим филь­мам мира.

28.  
i

Узнай­те лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский пи­са­тель, пе­ре­вод­чик, ки­но­сце­на­рист. Ла­у­ре­ат ли­те­ра­тур­ной пре­мии имени И. Ме­ле­жа. За роман «Чер­ный замок Оль­шан­ский» удо­сто­ен Го­су­дар­ствен­ной пре­мии БССР имени Якуба Ко­ла­са. Боль­шин­ство своих про­из­ве­де­ний по­свя­тил оте­че­ствен­ной ис­то­рии.

29.  
i

Узнай­те лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский ки­но­ре­жис­сер. На­род­ный ар­тист Бе­ла­ру­си, за­слу­жен­ный де­я­тель ис­кус­ства Бе­ла­ру­си. Ос­нов­ной темой его твор­че­ства стало от­ра­же­ние по­дви­га бе­ло­рус­ско­го на­ро­да в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. Им сняты ленты по про­из­ве­де­ни­ям И. Ша­мя­ки­на, В. Бы­ко­ва, В. Ко­рот­ке­ви­ча. Зна­чи­тель­ный успех имел его ки­но­фильм «В ав­гу­сте 44-го...».

30.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го те­ат­раль­но­го ре­жиссёра:

 

Ал­фе­ров, Чи­г­ри­нов, Ра­ев­ский, Ва­щен­ко.

31.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го ком­по­зи­то­ра:

 

Ще­ме­лев, Сол­тан, Са­виц­кий, Ва­щен­ко.

32.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го те­ат­раль­но­го ре­жиссёра:

 

Лу­цен­ко, Ва­щен­ко, Ги­ле­вич, Ал­фе­ров.

33.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го ху­дож­ни­ка:

 

Се­ле­щук, Дуда­рев, Ал­фе­ров, Дай­не­ко.

34.  
i

Ком­по­зи­тор, пи­а­нист, ху­дож­ник вто­рой по­ло­ви­ны XIX в., ко­то­рый вы­пол­нил около 1000 за­ри­со­вок мест, свя­зан­ных с жиз­нью из­вест­ных людей, а также ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков Бе­ла­ру­си,  — это:

1) И. Но­со­вич;
2) Н. Орда;
3) И. Буй­ниц­кий;
4) В. Ла­стов­ский;
5) М. Дов­нар-За­поль­ский.
35.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие и вы­бе­ри­те пра­виль­ный ва­ри­ант от­ве­та.

 

Де­я­тель куль­ту­рыПро­из­ве­де­ние
A) А. Ку­ле­шов

Б)  И. Ша­мя­кин

B)  В. Ко­рот­ке­вич

1)  роман «Чер­ный замок Оль­шан­ский»

2)  сти­хо­тво­ре­ние «Про­щай...»

3)  книга «Тре­вож­ное сча­стье»

1) А3Б1В2;
2) А2Б1В3;
3) А1Б2В3;
4) А2Б3В1
5) А1Б3В2.